Страница 5

Для проведения оценки рынка потребительского кредитования и подтверждения первичных выводов воспользуемся анкетным методом экспертных оценок, что позволит дополнить проведенный анализ и выявить место и долю дополнительного офиса «СПБ» на рынке.

Достоинством этих методов является простота, относительно малая стоимость, возможность одновременного охвата больших групп экспертов, возможность получения количественных результатов на основе статистического анализа экспертных данных. Недостатки этих методов следующие: незнание отношения опрашиваемого (серьезное или нет, заинтересованность в результатах и т.п.); неуверенность в том, правильно ли были поняты вопросы, поставленные в анкете; субъективность интерпретации вопросов; неполнота и возможность частичных ответов на вопросы.

Наиболее распространенными из анкетных методов являются ранжирование. Метод ранжирования состоит в том, что эксперту предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов. Ранг, равный единице, приписывается наиболее важному, по мнению эксперта, фактору, ранг, равный двум, присваивается следующему по важности фактору и т.д.

При большом числе оцениваемых факторов их «различимость», с точки зрения эксперта, уменьшается. Поэтому число факторов не должно быть более 20, а наибольшая надежность процедуры ранжирования обеспечивается при n < 10.

Для повышения степени объективности обычно проводят анкетирование нескольких экспертов. В случае, если ранжирование производится несколькими экспертами, то наивысший ранг присваивается фактору, получившему наименьшую сумму рангов, и наоборот, фактор, собравший наибольшую сумму рангов, получает самый низкий ранг N. Для формализации этой процедуры удобно воспользоваться относительными весами факторов, которые можно вычислить путем следующей обработки анкет.

Результаты опроса m экспертов относительно n факторов сводятся в матрицу размерности m*n (см. таблицу 11), которая называется матрицей опроса. Здесь Aij - ранг j-го фактора, данный i-м экспертом.

Таблица 11 Сводная таблица анкетирование экспертов

Эксперт

ФАКТОРЫ

1

2

. . .

j

. . .

n

1

A11

A12

. . .

A1i

. . .

A1n

m

Am1

Am2

. . .

Amj

. . .

Amn

При обработке матриц опроса переходят к преобразованным рангам по формуле

Sij = Amax - Aij. (1)

При этом матрица опроса преобразуется в матрицу преобразованных рангов (таблица 12), для каждого столбца которой определяется сумма

(2)

Таблица 12 Оценочная таблица

Эксперт

ФАКТОРЫ

1

2

. . .

j

. . .

n

1

S11

S12

. . .

S1i

. . .

S1n

2

S21

S22

. . .

S2j

. . .

S2n

i

Si1

Si2

. . .

Sij

. . .

Sin

m

Sm1

Sm2

. . .

Smj

. . .

Smn

Сумма

R1

R2

Rj

Rn

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Электронные системы: принципы работы и история возникновения
В 2009 году было введено понятие электронной площадки и оператора электронной площадки. Под электронной площадкой понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электронной площадк ...

Отличительные особенности обязательного и добровольного медицинского страхования
Добровольное страхование аналогично обязательному медицинскому страхованию и проследует ту же социальную цель – предоставление гражданам гарантии получения медицинской помощи путем страхового финансирования. Однако эта общая цель достигае ...

Механизм функционирования кредитной системы
Каждому этапу историко-экономического развития народного хозяйства соответствуют свой тип организации кредитного дела, своя структура кредитной системы, отвечающие соответствующим потребностям в кредитно-финансовом обслуживании отдельных ...