Страница 5

Для проведения оценки рынка потребительского кредитования и подтверждения первичных выводов воспользуемся анкетным методом экспертных оценок, что позволит дополнить проведенный анализ и выявить место и долю дополнительного офиса «СПБ» на рынке.

Достоинством этих методов является простота, относительно малая стоимость, возможность одновременного охвата больших групп экспертов, возможность получения количественных результатов на основе статистического анализа экспертных данных. Недостатки этих методов следующие: незнание отношения опрашиваемого (серьезное или нет, заинтересованность в результатах и т.п.); неуверенность в том, правильно ли были поняты вопросы, поставленные в анкете; субъективность интерпретации вопросов; неполнота и возможность частичных ответов на вопросы.

Наиболее распространенными из анкетных методов являются ранжирование. Метод ранжирования состоит в том, что эксперту предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов. Ранг, равный единице, приписывается наиболее важному, по мнению эксперта, фактору, ранг, равный двум, присваивается следующему по важности фактору и т.д.

При большом числе оцениваемых факторов их «различимость», с точки зрения эксперта, уменьшается. Поэтому число факторов не должно быть более 20, а наибольшая надежность процедуры ранжирования обеспечивается при n < 10.

Для повышения степени объективности обычно проводят анкетирование нескольких экспертов. В случае, если ранжирование производится несколькими экспертами, то наивысший ранг присваивается фактору, получившему наименьшую сумму рангов, и наоборот, фактор, собравший наибольшую сумму рангов, получает самый низкий ранг N. Для формализации этой процедуры удобно воспользоваться относительными весами факторов, которые можно вычислить путем следующей обработки анкет.

Результаты опроса m экспертов относительно n факторов сводятся в матрицу размерности m*n (см. таблицу 11), которая называется матрицей опроса. Здесь Aij - ранг j-го фактора, данный i-м экспертом.

Таблица 11 Сводная таблица анкетирование экспертов

Эксперт

ФАКТОРЫ

1

2

. . .

j

. . .

n

1

A11

A12

. . .

A1i

. . .

A1n

m

Am1

Am2

. . .

Amj

. . .

Amn

При обработке матриц опроса переходят к преобразованным рангам по формуле

Sij = Amax - Aij. (1)

При этом матрица опроса преобразуется в матрицу преобразованных рангов (таблица 12), для каждого столбца которой определяется сумма

(2)

Таблица 12 Оценочная таблица

Эксперт

ФАКТОРЫ

1

2

. . .

j

. . .

n

1

S11

S12

. . .

S1i

. . .

S1n

2

S21

S22

. . .

S2j

. . .

S2n

i

Si1

Si2

. . .

Sij

. . .

Sin

m

Sm1

Sm2

. . .

Smj

. . .

Smn

Сумма

R1

R2

Rj

Rn

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Исторические предпосылки организации и развития социального страхования России
Внебюджетные фонды имеют прямое непосредственное отношение к системе обязательного социального страхования, так как они выполняют основные функции в области социального страхования и финансируют мероприятия по социальному развитию. Исходя ...

Основные этапы процесса кредитования физических лиц в банке
Одним из наиважнейших направлений деятельности Северо-Западного банка Сбербанка России является процесс кредитования. Процесс кредитования является сложной процедурой, состоящей из нескольких взаимодополняемых стадий, пренебрежение каждо ...

Пассивные операции коммерческих банков
Они необходимы для формирования ресурсов банков. Все пассивные операции в зависимости от экономического содержания делятся на депозитные (включают получение межбанковских кредитов), эмиссионные (размещение паев или ценных бумаг банка). Д ...