Для проведения оценки рынка потребительского кредитования и подтверждения первичных выводов воспользуемся анкетным методом экспертных оценок, что позволит дополнить проведенный анализ и выявить место и долю дополнительного офиса «СПБ» на рынке.
Достоинством этих методов является простота, относительно малая стоимость, возможность одновременного охвата больших групп экспертов, возможность получения количественных результатов на основе статистического анализа экспертных данных. Недостатки этих методов следующие: незнание отношения опрашиваемого (серьезное или нет, заинтересованность в результатах и т.п.); неуверенность в том, правильно ли были поняты вопросы, поставленные в анкете; субъективность интерпретации вопросов; неполнота и возможность частичных ответов на вопросы.
Наиболее распространенными из анкетных методов являются ранжирование. Метод ранжирования состоит в том, что эксперту предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов. Ранг, равный единице, приписывается наиболее важному, по мнению эксперта, фактору, ранг, равный двум, присваивается следующему по важности фактору и т.д.
При большом числе оцениваемых факторов их «различимость», с точки зрения эксперта, уменьшается. Поэтому число факторов не должно быть более 20, а наибольшая надежность процедуры ранжирования обеспечивается при n < 10.
Для повышения степени объективности обычно проводят анкетирование нескольких экспертов. В случае, если ранжирование производится несколькими экспертами, то наивысший ранг присваивается фактору, получившему наименьшую сумму рангов, и наоборот, фактор, собравший наибольшую сумму рангов, получает самый низкий ранг N. Для формализации этой процедуры удобно воспользоваться относительными весами факторов, которые можно вычислить путем следующей обработки анкет.
Результаты опроса m экспертов относительно n факторов сводятся в матрицу размерности m*n (см. таблицу 11), которая называется матрицей опроса. Здесь Aij - ранг j-го фактора, данный i-м экспертом.
Таблица 11 Сводная таблица анкетирование экспертов
Эксперт |
ФАКТОРЫ | |||||
1 |
2 |
. . . |
j |
. . . |
n | |
1 |
A11 |
A12 |
. . . |
A1i |
. . . |
A1n |
m |
Am1 |
Am2 |
. . . |
Amj |
. . . |
Amn |
При обработке матриц опроса переходят к преобразованным рангам по формуле
Sij = Amax - Aij. (1)
При этом матрица опроса преобразуется в матрицу преобразованных рангов (таблица 12), для каждого столбца которой определяется сумма
(2)
Таблица 12 Оценочная таблица
Эксперт |
ФАКТОРЫ | |||||
1 |
2 |
. . . |
j |
. . . |
n | |
1 |
S11 |
S12 |
. . . |
S1i |
. . . |
S1n |
2 |
S21 |
S22 |
. . . |
S2j |
. . . |
S2n |
i |
Si1 |
Si2 |
. . . |
Sij |
. . . |
Sin |
m |
Sm1 |
Sm2 |
. . . |
Smj |
. . . |
Smn |
Сумма |
R1 |
R2 |
Rj |
Rn |
Еще по теме:
Сущность и виды денежно-кредитной политики
С точки зрения экономической теории – денежно-кредитная политика – это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. С позиции финансов - денежно–кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвя ...
Центральные проблемы ОМС
В сложившейся экономической ситуации сохранение государственных обязательств по предоставлению бесплатной медицинской помощи на универсальной основе практически нереально. При самых благоприятных условиях (Выполнение обязательств государс ...
Участники электронных торгов, история возникновение, основная
деятельность
Фондовая биржа NASDAQ
NASDAQ (сокр. от англ. NationalAssociationofSecuritiesDealersAutomatedQuotation — Автоматизированные котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам) — американский внебиржевой рынок, специализирующийся ...